О когнитивно-поведенческой терапии.
«У человека нет несчастий, кроме тех, которые он сам считает несчастьями» так писал Сенека, великий римский философ, размышляя о причинах человеческих страданий. Однако, не у всех нас есть возможность счастливо предаться подобным философским размышлениям, чтобы в какой-то момент разрешить собственные проблемы и обрести желанное счастье. Другой великий гуманист, Альберт Эйнштейн, очень просто и доходчиво описал фундаментальную сложность поиска решения: «Мы не сможем решить наши проблемы с тем же мышлением, которым мы создавали их».
Слишком много всего происходит вокруг нас, слишком много чего отвлекает, и не всегда мы самостоятельно в состоянии выйти из порочного круга, состоящего из неблагоприятных событий, негативных эмоций, поведенческих проблем, переживаний по всем этим поводам и т.д.
В любой другой схожей жизненной ситуацией, связанной с невозможностью самостоятельно решить проблему, не важно, связанную со здоровьем, с поломкой техники, со сложной производственной задачей, мы, естественным образом, обращаемся к специалистам, которые, благодаря своим знаниям и умениям помогут нам. Так почему же, когда дело касается настолько важной, если не важнейшей части нашей жизни, мы еще не научились подходить к решению этих проблем так же спокойно и обстоятельно, как к остальным?
Что ж, раз Вы находитесь на этом сайте, значит, Вы уже на правильном пути поиска решения психологических проблем. Значит, Вы приняли осознанное решение, что Вам нужна профессиональная психологическая, или психотерапевтическая помощь.
Теперь осталось только правильно подобрать специалиста, который сможет справиться с предъявляемыми задачами. Поскольку дело касается, касается самого дорого, что у Вас есть – Вашей души, то и подойти к выбору следует максимально обстоятельно.
Когнитивно-поведенческий подход в терапии исходит из положения, что то, как мы думаем, как мы воспринимаем мир, в большей степени оказывает влияние на то, как мы себя чувствуем. Основатели подхода – Аарон Бек и Альберт Эллис совершили настоящий переворот в психотерапии в 50-е годы, показав, что не наше подсознание, а наоборот, наше сознание во многом определяет то, как мы реагируем на неблагоприятные события во внешнем мире. В процессе взросления помимо установок и схем, которые помогают нам адаптироваться, мы, также, формируем и иррациональные убеждения, которые будут ответственны за неблагоприятные эмоциональные реакции.
В институте Эллиса на первом занятии этот принцип иллюстрируют на очень простом примере – представьте вашего близкого человека, которого вы знаете уже очень давно. Наверняка, в его поведении есть что-то, что он делает многократно и это вам не нравится, вызывает раздражение. Ну, например, моя бывшая жена никогда не закручивала до конца крышечки на бутылках с минералкой. А я, в свою очередь, постоянно просил ее делать это. И каждый раз (а это сотни(!) раз) когда я брал бутылку с незакрученной крышкой – я расстраивался. Мне казалось, что я так доходчиво объясняю зачем это нужно, что все так логично и понятно. И конечно, в какой-то момент, я мог думать, что она просто-напросто меня не уважает, раз не хочет делать, как я прошу!
С точки зрения психодинамической концепции, может быть, у меня было что-то очень значимое с этими бутылочками в детстве, или, еще что похуже, но, как быстро знание об этом поможет мне перестать расстраиваться?
Когнитивно-поведенческий подход предлагает свое решение – в основе подобных негативных реакций лежат мои иррациональные убеждения. На самом деле, в глубине души, я считал, что жена ДОЛЖНА закручивать эти крышечки, а раз она этого не делает, значит, она неправа. Но действительно ли она ДОЛЖНА? Где, в каком пункте брачного договора об этом написано? Почему она ДОЛЖНА поступать именно так? Как уверенность в том, что это должно быть так, а не иначе, помогает мне? А быть может, она также считает, что это я ДОЛЖЕН прекратить обращать на это внимание?
В процессе терапии мы находим наши иррациональные убеждения и верования, которые отвечают за отрицательные реакции, показываем, как именно они приводят к негативным эмоциям – депрессии, гневу, тоске и т.д. и формируем новые, рациональные, помогающие убеждения – в моем случае, новое убеждение звучит «мне хотелось бы, чтобы она закручивала крышечки, но, поскольку я знаю, что нет таких законов, по которым она ДОЛЖНА это делать, то я не буду настаивать на этом». Думая таким образом я смогу избежать злости и раздражения, а через некоторое время уже буду с иронией вспоминать свои переживания о незакрученных крышечках.
Конечно, пример с крышечками упрощен, но принцип как мы заставляем себя расстраиваться и переживать универсален. Неприятности на работе, конфликты в семье, неуверенность в отношениях – степень наших негативных реакций будет зависит от того насколько адаптивно мы воспринимаем происходящее, как именно мы оцениваем наши неудачи и другие события.
В рамках Когнитивно-Поведенческой терапии мы тщательно анализируем все проблемы клиента, находим корневые убеждения, приводящие к нежелательным последствиям и формируем новый стиль поведения, который помогает адекватно реагировать и добиваться гармонии и прогресса в жизни.
Данный подход предполагает очень активное участие клиента и его готовность к работе, но как говорил Авиценна применительно к болезням: «нас здесь трое – ты, я и твоя болезнь. От того, чью сторону ты выберешь, зависит результат». Поэтому, если вы хотите справиться со своими проблемами и готовы к серьезной работе – когнитивно-поведенческий подход – это ваш выбор!